Наши партнеры

Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей

Общие методические указания к проведению подвижных игр

При подборе игр для больных и ослабленных детей необходимо учитывать некоторые физиологические особенности организма ребенка. Например, у детей, тем более раннего возраста, отмечается легкая возбудимость сердечно-сосудистого и дыхательного центров (Л. Н. Фи-урин , М. П. Денисова, 1949; Н. А. Шалков , 1951; М. В. Сергиевский, 1968). Деятельность детского сердца лишь постепенно приспосабливается к требованиям окружающей среды. Вследствие возрастных особенностей регулирующей функции коры больших полушарий мозга у детей, особенно в раннем и дошкольном возрасте, при иногда отмечающейся возрастной недостаточности клапанного аппарата сердца (Н. Г. Копейкин, 1967) даже небольшие мышечные усилия могут вызвать учащенное сердцебиение, нарушение правильного ритма работы сердца, одышку. Низкий физиологический уровень артериального давления при усилении мышечной деятельности не всегда может обеспечить достаточное передвижение крови. Эти особенности функции сердечно-сосудистой системы детского организма должны учитываться при подборе оптимальной нагрузки в подвижных играх.

Возрастные особенности дыхательного аппарата (меньший объем грудной клетки, ее конусообразная форма, относительная слабость дыхательной мускулатуры, учащенное, поверхностное, нередко аритмичное дыхание, чаще в раннем возрасте) при мышечной работе сказываются в неэкономном обеспечении организма кислородом за счет увеличения в основном частоты, а не глубины дыхания (Я. А. Эголинский, 1955; И. М. Островская, 1963). В связи с этим для развития мышц грудной клетки, воспитания навыка ритмичного, полного дыхания, необходимы игры и упражнения, улучшающие координационные механизмы дыхания, укрепляющие дыхательную мускулатуру.

Особенности высшей нервной деятельности детей обусловливают разный предел работоспособности даже у здоровых детей одного и того же возраста (Р. Ф. Стрельбицкая , 1972). Тем более это характерно для больных, что требует повышенного внимания и контроля за ходом занятий. С учетом склонности нервных процессов у детей к генерализации, а также к отвлекаемости детей, необходимо при выработке умений и навыков у них создавать наиболее благоприятные условия для концентрации внимания. Особенности организма детей обязывают врача и инструктора лечебной физкультуры более тонко подбирать соответствующую методику подвижных игр, при этом надо не только знать основные потребности, особенности развития здоровых детей разных возрастов, но и учитывать ограниченные возможности больных и ослабленных их сверстников, иногда задержку и даже утрату больными детьми некоторых двигательных навыков и умений.

У детей раннего возраста мышление конкретно-наглядно-действенное (Н. К. Крупская, 1959,1962; А. В. Кенеман , Д. В. Хухлаева , 1972). Для детей 2-го года жизни характерна специфическая манипулятивная деятельность. Они в играх используют предметы уже по своему назначению (мяч бросают, колесо катят, на палку надевают кольца). К концу 2-го года и на 3-м году жизни значение этой деятельности несколько снижается. Последнее связано с интенсивным развитием изобразительной игровой деятельности на основе манипулятивной . Ребенок в игре изображает то, что сам видел: он уже кормит, одевает куклу, стирает и т. д. В связи с этим для общего развития ребенка в первом полугодии 2-го года жизни проводятся игры, помогающие перейти от неспецифической к специфической манипулятивной деятельности, а во втором полугодии 2-го года и на 3-м году жизни — игры, содействующие переходу к изобразительным действиям ребенка.

С конца первого года жизни можно проводить малогрупповые игры (4—6 детей). Стимулировать двигательную активность детей целесообразно игрушками: проводить игры с мячами, шарами, обручами, использовать специальное оборудование (бревно, горка, доска, заборчик и др.), поощрять движения детей показом, словапринимая во внимание индивидуальные умения и моторное развитие детей. Необходимо учитывать, какие движения следует повторять, какие ввести дополнительно, чтобы помочь ребенку скорее научиться ползать, ходить, бегать, бросать мяч.

В игры надо вводить различные движения для рук, ног туловища: перелезание через бревно, доску, бросание мячей, ходьбу по доске. Полезно при проведении игр с детьми использовать музыку, пение (Т. С. Бабад-жан , 1948; Н. А. Ветлугина, 1956; Н. А. Метлов , С. И. Чешева , Н. К. Крупская, 1959, 1962). Особенно желательно музыкальное сопровождение для детей с неврозами и более серьезными нарушениями нервной системы (Chr . Schwabe , 1972). Последнее подтверждается и собственными наблюдениями автора при занятиях с больными ревматизмом.

Игра для дошкольников и младших школьников тогда становится потребностью, когда в ней отражается близкая ребенку действительность. Лучше всего принимаются игры, которые живо интересуют детей, позволяют им пережить то, что переживают взрослые, приблизиться к их жизни.

Каждая подвижная игра должна способствовать не только совершенствованию определенных движений, но и воспитанию моральных качеств маленького гражданина.

Проведение подвижных игр с больными и ослабленными детьми требует соблюдения строгого медицинского и педагогического контроля за их состоянием. Контроль осуществляется наблюдением за детьми в течение дня и непосредственно во время игры. Принимаются во внимание поведение, настроение детей, их жалобы, частота пульса, дыхания. Критерием усталости ребенка во время игры может, например, служить значительное покраснение или побледнение кожных покровов, губ, выраженная потливость, большое возбуждение во время игры, в других случаях — ослабление внимания, потеря освоенного навыка и др. (см. раздел 6). Эти явления нежелательны и указывают на то, что для ребенка проводимая игра — чрезмерная нагрузка. Нужно тут же принять соответствующие меры, например, дать ребенку роль, не требующую большого напряжения — помощника руководителя, судьи или временно (конечно, тактично) исключить его из игры.

Несмотря на замечательные свойства подвижные игр — давать радость и всесторонне укреплять и развивать организм ребенка, при использовании их необходимо помнить, что недостатком подвижных игр является трудность дозировки нагрузки и индивидуального подхода при подборе игр. Тем не менее, при назначении и проведении игр больным и ослабленным детям необходим индивидуальный подход, с учетом возрастных особенностей, общего состояния здоровья ребенка, течения заболевания, стойкости ремиссии, динамики показателей функциональных проб с дозированной нагрузкой, степени развития (отставания) качеств и навыков, интеллекта и др.

Методика проведения подвижных игр для обеспечения адекватности их состоянию больных детей требует учета степени активности заболевания. Для больных в начальном периоде ремиссии предлагаются игры, не вызывающие большой психофизической нагрузки. Например, игры малоподвижные с правилами на эстетическое выполнение того или иного движения, некоторые игры на точность, внимание (игры Найди и промолчи №16, Мастера и машины № 13, Четыре стихии № 28).

Следует иметь в виду также, что при ряде заболеваний требование точности выполнения движений может быть и большой нагрузкой, например при поражениях центральной нервной системы.

Детям в стойком периоде ремиссии заболевания можно рекомендовать игры с элементами соревнования, эстафеты.

Необходимая дозировка нагрузки в играх обеспечивается включением пауз отдыха и дыхательных упражнений. Особое значение для регулирования нагрузки имеет плотность эмоционального фона игры.

В разделе 8 дается перечень игр по порядковым номерам и характеристика каждой из них по ожидаемым терапевтическим и педагогическим результатам при систематическом использовании этих игр. В этом же разделе приводится перечень основных хронических заболеваний у детей и соответствующих подвижных игр, способствующих реабилитации больных и ослабленных детей.

Раздел 9 составлен с учетом возрастных особенностей детей и состояния их здоровья призван облегчить подбор игр в соответствии с возрастом детей, их индивидуальными возможностями, показателями функциональных проб с дозированной физической нагрузкой

Важно добиваться постепенности в повышении нагрузки путем максимальной индивидуализации игр и их дозировки. Это достигается изменением продолжительности занятий, выбором соответствующих исходных положений ребенка во время занятий (сидя, стоя, в ходьбе), количеством повторений упражнений в игре и выбором ее сюжета, ритмом, темпом, амплитудой движения (см. раздел 6). При первых признаках утомлен ия у о тдельных детей (отвлечение, пассивность, повышенная двигательная активность, возбудимость) необходимо своевременно снизить величину нагрузки для них, дать возможность отдохнуть.

Внимание детей, особенно раннего возраста, крайне неустойчиво, поэтому продолжительность одной игры невелика — до 3 мин, но постепенно время игры увеличивается, при условии переключения с одной игры на другую, с паузами отдыха, особенно если игра проходит под музыку, с пением. Для дошкольников продолжительность занятий играми 20—30 мин, для школьников — до 45 мин. Необходимо учитывать, что следующие подряд игры, требующие длительного сосредоточения внимания или направленные на воспитание только одного умения (например, метания) утомляют ребенка, поэтому игры следует комбинировать и сочетать таким образом, чтобы они оказывали на организм разностороннее воздействие.

В группе детей 2—3 лет наиболее благоприятное число детей 3—6 человек, в группе 4—7 лет 6—10 человек, 8—9 лет—12—15 детей, 10 лет и старше—до 15— 20 человек. Число детей в группе обусловливается не только их возрастом, но и состоянием здоровья, развитием психомоторных качеств, общей физической подготовленностью: более слабые и отстающие в психомоторном развитии должны находиться в группе с меньшим числом участников. Игры проводятся 2—3 раза в неделю, например после полдника. С детьми раннего возраста желательно играть ежедневно. Подвижные игры могут также включаться в занятие лечебной гимнастики. Наиболее рациональное место подвижной игры тонизирующей или тренирующей психофизической нагрузки в таком занятии — с 20 до 40 мин. Длительность заключительной части должна быть не менее 5 мин. (С. С. Волкова с соавт . 1976). Комплекс подвижных игр как самостоятельное занятие со старшими детьми целесообразно проводить один раз в неделю вместо процедуры лечебной гимнастики.

Построение комплекса подвижных игр аналогично комплексу лечебной гимнастики. Величина нагрузки в таком игровом комплексе должна распределяться также по физиологической кривой (см. стр. 31). Для вводной и заключительной частей комплекса подбираются игры с меньшей психофизической нагрузкой (из групп I, II), для основной — с большей (из групп III, IV).

Учитывая большое значение ориентировочно-исследовательской реакции в выработке умений и навыков, следует организовать наиболее благоприятные условия для концентрированного внимания ребенка, что особенно важно для больного. Для этого целесообразно создать предварительную эмоциональную заинтересованность (сменить вид деятельности, включить в игру новые элементы и т. п.) (Р. Ф. Стрельбицкая , 1972). Но делать это надо умело, осторожно, так, чтобы дети охотно соглашались с руководителем. Инструктор лечебной физкультуры должен овладеть педагогическим тактом, который поможет ему стать желанным руководителем больных детей. Чем меньше возраст детей, чем они слабее, тем неукоснительней необходимо придерживаться этих положений.

Тон ведущего (воспитателя, инструктора лечебной физкультуры) должен быть бодрым, ласковым, спокойным, должен давать детям эмоциональную зарядку, вселять уверенность в свои силы. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка (возбудимость, вялость, суетливость и т. д.), вовремя оказывать помощь более ослабленному, застенчивому ребенку, своевременно предупреждать конфликты между чересчур активными и нетерпеливыми детьми.

Перед началом занятий для согласованности действий участников игры необходимо в понятной и доступной форме разъяснить детям сюжет игры, роль в ней каждого. Например, для детей раннего возраста с целью наглядности взрослый должен проиграть некоторые роли сам. С детьми раннего возраста и младшими дошкольниками, ослабленными, застенчивыми лучше наладить индивидуальный контакт, но можно его обеспечить и одновременно с 3—5 детьми, подходящими друг к другу по состоянию здоровья, индивидуальным особенностям. Рекомендуется широко использовать разнообразные по форме, цвету и даже звучанию пособия для игр. Целесообразно поощрять правильность осанки детей, воспитывать ее; давать игры, которые наравне с общефизиологическим воздействием способствовали бы укреплению мышц спины и живота, мышечного корсета позвоночника (см. раздел 9, табл. 9, графа 9).

При использовании игр, которые способствуют улучшению функции дыхания, надо обращать внимание детей на правильное положение грудной клетки во время дыхания, напоминать им, чтобы дышали носом, а не ртом; предварительно обучить их правильному дыханию.

Надо соблюдать и некоторые гигиенические правила при проведении игр. Перед занятием дети должны очистить нос от слизи, чтобы носовое дыхание было свободным; надо обращать внимание детей на аккуратность в одежде, соответствие ее погоде, чистоплотность.

При выписке ребенка из лечебного учреждения врач, инструктор лечебной физкультуры (воспитатель) в заключительной беседе с родителями о режиме дома должен рекомендовать и наиболее полезные игры.

Все приведенные в книге игры имеют общефизиологическую направленность воздействия и поэтому могут быть применимы при большинстве заболеваний и состояний детей с учетом их возраста и физической подготовленности. Физическая и эмоциональная нагрузка в играх должны соответствовать двигательному режиму, который назначается ребенку с учетом степени активности, тяжести заболевания и показателей функциональных проб с дозированной физической нагрузкой.